|
|
Публицистика
- Ой, батюшка, Вы же знаете, что я грешнее всех грешных… Господи, помилуй мя, великую грешницу! – причитает пожилая женщина, подходя к исповеди. Начинается Таинство покаяния. Как указывает преподобный Серафим Саровский, в подготовке покаяния человек, христианин, должен пройти три стадии. Первая стадия – личное покаяние, которое надо приносить Господу НЕМЕДЛЕННО! Как только человек заметил свой грех! Это молитвенное покаяние – с поклонами и другими внешними проявлениями – должно продолжаться до тех пор, пока согрешивший не почувствует прощения греха и возвращения в душу благодати Святого Духа. Это станет понятно по умилению и миру в душе. Но в этом не вся полнота покаянного труда – усердного труда! Вторая стадия – окончательное изглаживание греха из «книги жизни» посредством исповеди – покаяния перед священником. Здесь человек терпит стыд за свой проступок, кается, а затем от лица Господа через священника получает окончательное отпущение греха. Ибо «сознание грехов умом только, без исповеди и разрешения не удовлетворительно для кающегося»,- говорит свт. Феофан Затворник. Затем следует Таинство Причащения Тела и Крови Христовых, благодать которого обновляет верующего, облачает его во Христа и тем самым даёт ему силы для борьбы со злом. Здесь нам возвращаются чистота, святость и благодать, что были даны при крещении и которые были утрачены нами греховно.
Где же начало покаяния? А начало покаяния – это видение и осуждение своих грехов. «Начало спасения – самоукорение», - говорит авва Евагрий. «Если уничижишь себя, то найдёшь покой, потому что укоряющий себя сохраняет терпение во всех случаях», - учит прп. Пимен Великий. Когда мы просим прощения у близких за причинённую им обиду, то уничижаем себя, дабы примириться. Например, в рассказе о Куликовской битве князь Дмитрий Донской перед сражением приехал к прп. Сергию Радонежскому просить благословения, и авва Сергий спросил его: Не так ли и сейчас, в новейшей истории? Претерпевший до конца спасен будет! Это очень важно помнить, потому что иногда лишь одно наше уничижение может спасти нашу душу и душу ближнего. Эта наша готовность быть жертвой через крайнее уничижение подобна добровольной жертве Спасителя. Есть ещё необычный момент в Таинстве покаяния. Прежде чем получить прощение грехов от Бога (через священника), надо задать себе вопрос: «А прощаю ли я Бога за ту жизнь, которая мне дана?» Вопрос кажется кощунственным, но как же часто на исповеди приходится слышать слова: «Да Вы знаете, в каком коллективе я работаю?! Это ж змеёвник сущий! Как тут не согрешить?!» Или: «Да я работаю на стройке, понимаете?» «У меня муж пьёт и гуляет». «А у меня соседка – ведьма, всё что-то колдует-колдует, иголки подбрасывает». Смысл такой исповеди: «Как же мне не грешить, когда обстоятельства моей жизни то на осуждение, то на гнев, то на обман меня толкают, когда идёт всё прахом – какая тут любовь христианская?» По сути это значит: «Бог меня не уберёг, а я ему молился. Бог послал мне такие условия жизни, при которых я не грешить не могу». Помните Адама, отвечающего Богу: «Это Ты дал мне жену, которая сорвала запретный плод!» Именно из-за отсутствия покаяния мы, в лице Адама и Евы, были изгнаны из Рая - для стяжания покаяния и примирения с Богом, а значит, для нашего блага, для нашего спасения через смирение. Но ведь, положа руку на сердце, в условиях нашей сознательной жизни виноваты мы сами. У нас всегда есть выбор. В том числе и выбор повернуть обстоятельства своего бытия так, чтобы они «работали» на нас – в умножение добродетелей, для борьбы со страстями – во спасение душ наших. Как и было задумано Господом в Его Промысле о нас. Спасайся там, где ты живёшь! Здесь и сейчас! Кто оправдывает себя, «переводя стрелки» на Бога, на обстоятельства жизни, тот убегает от покаяния. «Приносящий истинное покаяние не занимается оправданием себя, осуждением ближних. Он занимается оплакиванием своих грехов», - говорит прп. авва Исайя. Таинство покаяния – это дар Божий, величайшая милость Божия к слабому и склонному к падению роду человеческому, поскольку покаяние есть доступное всем средство врачевания души. Да, процесс покаяния – это непрерывный и кропотливый труд (как на грядках дачника) по исцелению душевных язв, по очищению каждого, вновь явленного греховного пятнышка на нашей духовной одежде (по «прополке» души). И обычная наша одежда грязнится со временем, и «одежда» души, увы, непрестанно покрывается пятнами грехов. Как грязь можно заметить лишь на чистой одежде, так и грех может почувствовать лишь душа, знакомая со слезами покаяния, со Светом Божественной Любви. На тёмной духовной одежде не кающийся грешник пятна новых грехов может и не заметить. А посему нельзя откладывать в долгий ящик «стирку» нашей души – это ведёт к притуплению совести («а все так живут»), к «богатству» страстей, к духовной смерти. - А когда Вы были на исповеди последний раз? Когда причащались Христовых Таин? – спрашивает священник растерянного прихожанина. Тот запрокидывает голову, закатывает глаза «горе»: - Ну…может, лет десять назад. Сейчас вот врачи нашли что-то… Еду проверяться в онкоцентр… Это…Благословите… Ну что тут сказать? Только прописную истину: постоянный самоанализ своей жизни, внимание к её образу, своевременная «стирка» покаянием своей души поможет сохранить её чистоту и пребывание в ней благодати Святого Духа. Во Христе и со Христом всегда победа! «Итак, покайся в грехе твоём и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего» (Деян. 8,22). Чем же грозит пренебрежение покаянием? Тем, что грех нераскаянный будет угнетать душу человека, и Дух Святой покинет её, и в ней окажутся настежь открытыми «двери и окна» для вхождения тёмной силы и развития страстей. Это проявляется нестроениями в жизни человека: ссоры, скандалы, вражда, крайнее раздражение, тоска и уныние. - Батюшка, что-то я в последнее время стала нервной и вспыльчивой: чуть что не по-моему – ругаюсь и плачу. Ой и стервоза стала – сама удивляюсь! Вот пришла на исповедь, может, полегчает? По вере вашей да будет вам, по глубине покаяния, по желанию праведного пути. И ещё один важный момент, так называемая «третья стадия» покаяния. Принято считать, что однажды сказанные на исповеди грехи более уже не повторяются. Они уже прощены. Но это не значит, что мы, христиане, можем совершенно выкинуть их из своей памяти. Особенно серьёзные грехопадения. А что говорят святые? «Господь отпускает нам грехи, но мы не должны отпускать их в себе самих, и всегда помнить о них через непрестанное возобновление раскаяния в них», - пишет прп. Антоний Великий. «Остави времена неведения, Бог ныне повелевает всем повсюду покаяться» (Деян. 17,30).
Сергий Тимофеев, духовник Бежецкой епархии.
|
Сайт создан по благословению епископа Бежецкого и Весьегонского Филарета © 2012. Бежецкая епархия РПЦ |