|
|
Публицистика
«Все мне позволительно, - Давай шустрее, Леха, раздевайся! Одна нога здесь, другая – в проруби! -Да, что-то холодно, не май месяц… А вообще, зачем оно надо?! -Да ты че? Я же тебе сто раз говорил – в эту ночь кто купается в проруби, тот все грехи смывает! Прикинь! Пять минут – и ты безгрешен! Почти как Ангел… Не дрейфь! -Так просто? А у меня грехов… Сам знаешь…Да и все мы грешны, все люди и всем - в прорубь? А в церкви покаяние? -У-у! Это долго, неприятно. Здесь проще – главное решимость! Раз и нет грехов! -Да точно ли? -Сто пудов! В натуре! А через год опять нырнем… -Холодно же… -А у нас есть кое-что, «для сугреву» и сто грамм «боевых» после… Вот такие подобные «разъяснительные» беседы нередко случаются в ночь на Крещение Господне или в сам день 19 января. «Слышал звон, да не знает где он». Так по пословице нашего мудрого народа можно сказать про тех, кто второстепенное принимает за главное, кто идет не на звон церковного колокола, а в иную сторону. А главное, в этот добрый и великий праздник Крещения Господня, праздник Богоявления, безусловно, посещение храма, приход на Божественную литургию, на исповедь, покаяние и причащение святых Таин Тела и Крови Христовых. Это сердцевина христианства, нашей Православной веры! Ибо в Дарах Святых – Сам Христос омывает Своею Кровию наши грехи, после омовения их нашими слезами покаяния на исповеди перед причастием. И жаль такого человека, который по своему невежеству предпочитает вместо регулярного прихода (как в любом серьезном деле) в Храм Божий, в училище просвещения и благочестия, на торжественную службу с благодарностью и покаянием, и с миром в душе, и с принятием внутрь себя Христа – вместо этого святого события «героически» прыгать в ледяную прорубь для «смывания грехов», как очищения совести! Это заблуждение! Это суеверие – неправильная вера, граничащая с магией. Прочитал заговор, и тебя полюбили. Надел крестик – и ты спасен. Бултых в воду (даже святую) - и нет грехов. Как легко. Но неверно! А где кропотливый труд души покаяния?! А где тяжкая работа своего духа по очищению своей совести?! Где мужественная каждодневная борьба со своими страстями, вредными привычками?! Где Таинство покаяния с изменением сознания своего бытия?! Где встреча со Христом?! В проруби? Это языческое суеверие в магию купания невоцерковленных людей. «Главное», по их мнению, окунуться ровно в полночь (а по какому времени?) на 19 января или набрать крещенской воды, и совесть на целый год чиста. Ритуал выполнен. Обряд совершен. Но это грубая духовная ошибка! Ведь сколько людей самообманно удовлетворяются своим «подвигом» крещенского купания (свысока думая о не купающихся), выставляя это чуть ли не главным доказательством истинности своей веры: «Я же смог!». Но как хочется пожелать таким людям следующего шага: прихода в храм на исповедь, скорого воцерковления. Пожелать настоящей христианской жизни! А новая «мода» на купание в Крещение Господне не имеет прямого отношения ни к самому празднику, ни к благочестивой христианской жизни. К жизни по Евангелию, по совести, по заповедям Божиим. Конечно, понятно благое намерение каждого человека, чувствующего поврежденность своей души, очищения ее, исцеления. Но купание в крещенской проруби предполагает совсем легкий способ, который, кстати, противоречит Евангелию: «Не искушай Господа Бога твоего». То есть не рискуй жизнью, когда в этом нет необходимости, нет высшей цели, экстренной помощи ближнему. И сколько несчастных случаев среди подростков и молодых людей, делающих самовлюбленные кадры – селфи в экстремальных ситуациях. И среди альпинистов, путешественников, и среди прочих первопроходцев… Господь же учит нас все делать с рассуждением и с молитвой: «Господи, я человек грешный и не знаю, как поступить. Думаю вот так, но не как хочу, а как Ты. Да будет на все воля Твоя святая. Аминь.» А крещенская прорубь, «иордань», далеко не всегда овчая купель исцеления. Осторожно! Сильнейший спазм кожных сосудов как реакция на ледяную воду приводит к тому, что масса крови устремляется во внутренние органы и для людей со слабым здоровьем (а кто из нас на сто процентов здоров?) это может закончиться печально. - Господь не допустит несчастья на такой праздник! – возражают на это некоторые прихожане, - Мы же с молитвой, с благословения батюшки и с ним… Но, во-первых: паки-паки «не искушай Господа Бога твоего!». И что значит «не допустит?!» Это такое скрытое требование чуда от Бога?! Требование не заболеть после «иордани» или требование исцеления? То есть требование от Господа знака милости, знаменования. «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения, но знамение ему не дастся…». Конечно, опытный священник не всех допустит в ледяную воду, поскольку сия «шоковая терапия» для сердечников, злоупотребляющих и прочих страждущих чревато драмой, вплоть до остановки сердца и дыхания. А если Господь попустит? Попускает же Он революции и войны, суициды и несчастные случаи? Не искушай! Не требуй от Бога чуда. Внимай чистоте своей совести! Не требуй, а со смирением проси прощения, очищения и исцеления своей грешной души через таинство покаяния. Во-вторых: крещенские купания не основаны ни на святоотеческом опыте, ни на наставлениях святых отцов. Иоанн Златоуст, Исаак Сирин, Игнатий Брянчанинов, Паисий Святогорец и другие что говорили о купании на Крещение Господне? Ничего. В «Настольной книге священника» С.В.Булгакова читаем: «Купаются (на Крещение) в особенности те, которые на Святках переряжались, гадали и прочее, суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от грехов». Не к суеверию ли ведут крещенские купания с хохотом и визгом, возлияниями и эйфорией? Освятить кулич и вербу, поставить свечку, добыть святой воды и нырнуть в «иордань» - это все наше православие?! Возможно, это и допустимо на ранней стадии, в духовном младенчестве, когда обряды, внешняя сторона церковного праздника у человека выше самой его сути и смысла самой веры. Увы. Остается надеяться, что за детством придет пора духовного взросления. Церковь не призывает и не заставляет людей лезть в обжигающую холодом воду, даже агиасму. Понятно, что в большой праздник (большие искушения) – большой всплеск религиозности. Это хорошо. Не хорошо то, что «пар уходит в свисток». Огромные духовные силы народа утекают сквозь песок времени, обрядовости, мертвого формализма, фарисейства впустую, безблагодатно. «Берегитесь закваски фарисейской…». А нашему народу ой как нужна благодать Божия! Необходима духовная сила, которая кроется в правде Божией. Будем жить по правде Божией – даст Бог и духовное и материальное процветание. А вопрос выживаемости, демографии в нашем народе – острейший. Нас, жителей России, сейчас должно быть около 500-600 миллионов (по подсчетам нашего земляка по дедушке-священнику, великого ученого Д.И. Менделеева), но революции, войны, репрессии, аборты и атеизм сделали свое черное дело. Нас мало, но мы еще к тому и не в «тельняшках» нашей веры. А территория огромна. Русский же народ Божий всегда был проводником Божией правды. А правда глаза колет. Вот нас и били, и бьют, и будут бить за эту правду. Но если мы изменим правде, предадим веру – России не быть. Но если мы не отступим от истины, от веры, не поддадимся новым и старым суевериям, сектам, колдунам и магам, культу потребления – то есть язычеству, то победим тьму, а значит, приумножим свет христианства, русской цивилизации. Во спасение душ многих! А помня о святых источниках, об исцелениях в них, «овчих купелях» современности, в монастырях и на приходах – коим несть числа на нашей святой Руси! – по вере вашей да будет вам! Спасение не в проруби, а в покаянии! В изменении образа жизни, как учит Святая Церковь. Волны житейского моря страстей да не скроют нас от Спасителя. Доброго вам праздника Богоявления! Аминь! духовник Бежецкой епархии.
|
Сайт создан по благословению епископа Бежецкого и Весьегонского Филарета © 2012. Бежецкая епархия РПЦ |