Сайт создан по благословению епископа Бежецкого и Весьегонского Филарета
 
На главную   Бежецкая и Весьегонская Епархия  
 
  
        
        
     

 

 

Публицистика

 

Осторожно, псевдоправославие!


Псевдоправославные новые религиозные движения (НРД) достаточно широко представлены в современной России, и в нашей Тверской области. Они могут быть весьма различны по форме, организации, особенностям учения, но в то же время имеют ряд общих черт.

Прежде всего нужно понять: кого и по каким признакам мы можем идентифицировать то или иное НРД как псевдоправославное движение. Псевдоправославным движением можно именовать организацию или группу людей, заявляющих о своей организации как о православной, и в большинстве случаев имеющих слово «православная» в своем наименовании, при этом, не имеющих канонически легитимного происхождения, признания Поместными православными церквями и содержащие в своем учении догматы, нормы и положения, священные писания, почитаемых святых и.т.п., не соответствующие догматам традиционной Православной Церкви (РПЦ МП и других Поместных церквей). По канонам религиоведения, псевдоправославные НРД отличаются от раскольничьих сообществ, которые не имеют признания Поместных православных церквей, но фактически и их можно относить к псевдоправославию, так как хоть формально они и выглядят православными, таковыми, по сути, не являются. По слову свт. Иоанна Златоуста: «Производить разделения в Церкви не меньшее зло, как и впадать в ереси… грех раскола не смывается даже мученической кровью», мы видим, как отец Церкви ставит знак равенства между ересью (сектой, НРД) и расколом. Псевдоправославие - явление обширное, описать все его проявления не представляется возможным, поэтому ограничимся описанием характерных признаков для всей этой группы.

Среди псевдоправославных НРД есть много групп, которые очень трудно опознать как не православные религиозные движения, особенно современному, не образованному в религиозных вопросах обывателю. Они часто воспринимаются как православные общины, даже более благочестивые, чем основная масса православных. Есть ряд признаков, характерных практически для всех этих движений, и помогающих их распознать. Эти признаки присутствуют или одновременно, в разных пропорциях, или внимание акцентируется на части из них. Можно выделить основные:

1) Усиленные эсхатологические ожидания и уверенность, что антихрист или уже пришел, или в скором времени придет в мир. Начало этих настроений можно увидеть в умозаключениях раскольников 17 века, когда уверенность в том, что настали «последние времена», и что антихрист уже царствует на земле, была крайне сильна в старообрядческих сообществах. Время от времени такого рода НРД попадают в колонки новостей, как например «пензенские затворники», ушедшие в пещеру в октябре 2007 года в ожидании скорого конца света в 2008 году, говорившие: «что они христиане и что Церковь не выполняет возложенную на неё миссию, поэтому „конец света“ близок, и они лишь спасают себя».

2) Резкое неприятие ИНН, СНИЛС, штрих-кодов, на основании убеждения, что в них содержится число зверя, указанное в Откровении Иоанна Богослова – 666. (Откр. 13:16-18) Это выражается в отказе получать паспорт, покупать продукты в магазине со штрих-кодом, отказ от всех форм электронных документов. К примеру, в «Опричном братстве царя Иоанна Грозного» это объясняется тем, что: «Принятие ИНН сочетавает имя человека антихристу и фактически отменяет крещение, сочетавшее имя человека Христу. Даже одноразовое использование кода в финансовой операции, лишает человека божественной благодатной помощи…».

3) Самовольная канонизация тех или иных лиц, не канонизированных Русской Православной Церковью, или же чрезмерное поклонение одному, или нескольким святым. Примеров самочинной канонизации существует очень много. Прежде всего, это канонизация исторических деятелей: Ивана Грозного, Григория Распутина, Иосифа Сталина и других. К примеру, НРД «Церковь Иоанна Богослова» (Торонто), канонизировала Распутина (Святой мученик Григорий Распутин Новый). Говоря о чрезмерном поклонении признанным святым, мы, прежде всего, говорим об учении о святом страстотерпце Николае Втором, где он, как «Царь-Искупитель», ставиться по сути в один ряд с Иисусом Христом, как искупитель греха русского народа. Большое внимание также придается идее всенародного покаяния перед святым царственным страстотерпцем Николаем. Одним из представителей этих идей является "Царская Православная Церковь", которая считает «Святого Благоверного Царя-Великомученика Николая II - Искупителем соборного греха Русского Народа - греха ИЗМЕНЫ Царствующему Роду РОМАНОВЫХ !!!».

4) Ненормальное, в духе поклонения гуру в восточных религиях, отношение к старцам. В православии с древних времен известен институт старчества и духовного наставничества, но во многих псевдоправославных НРД из старца или старицы (порой весьма и весьма сомнительных) делают по сути идола, чьё слово выше Евангелия, чьи указания обязательней указаний Правящего архиерея. В этих группах всё строго подчинено старцу, каждый шаг требует благословения, указания даются во всех областях жизни, причём, часто противоречащие здравому смыслу. Такие группы особенно падки на чудеса, знамения, пророчества (особенно апокалипсического рода). При этом их мировосприятие далеко от православного и является скорее языческим. В этих НРД часто процветает полное доверие ко всякого рода «православным» целителям, знахарям, бабкам, которые обещают: «исцеление заговорами и святыми молитвами; лечу крестом и святой водой».

5) Противопоставление своей группы или организации Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Это свойственно многим псевдоправославным сообществам, и, в первую очередь, раскольничьим «церквям», которых насчитывается уже десятки. Их объединяет ненависть к канонической Церкви. Они строят своё поведение на лжи и грязи в отношении церковной иерархии, отдельных священников Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Ярким примером для Тверской области является так называемая «Русская православная апостольская церковь», имеющая на территории области, в Краснохолмском районе, своего «митрополита Тверского и Бежецкого Агапита», бывшего клирика Тверской епархии Русской Православной Церкви Олега Зимаева. Его ненависть к канонической Церкви привела к вполне закономерным результатам. С ножницами в руках он набросился в храме Божием (!) на клирика Бежецкой епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Олега Филиппова и нанес ему ранения. Любопытно, что «адвокатами» Зимаева в г. Красный Холм, пытающимися в Интернет-пространстве манипулировать общественным мнением в его пользу, выступили сектанты-неоязычники, прикрывающиеся любовью к православию с целью обмана жителей города и района.

Псевдоправославные НРД опасны именно своим подобием православию, религии, к которой относит себя большинство жителей России. Эти движения паразитируют на недостаточно глубоком знании россиянами основ православия, человеческих страхах, раздуваемым либеральными СМИ недоверии к официальной иерархии и священноначалию Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), гордыне и чувстве исключительности.

Андрей Безруков

 

 

Сайт создан по благословению епископа Бежецкого и Весьегонского Филарета

© 2012. Бежецкая епархия РПЦ

HotLog Яндекс.Метрика