Сайт создан по благословению епископа Бежецкого и Весьегонского Филарета
 
На главную   Бежецкая и Весьегонская Епархия  
 
  
        
        
     

 

 

Публицистика

 

Формирование пространства


Главное впечатление от посещения новой Бежецкой епархии тверского края – Церковь создает культурное пространство, эстетически привлекательные места, по масштабу градообразующие. В регионе, где ежегодный отток населения – четыре тысячи человек.

За три года восстановлено пять храмов, построено около 30 храмов-часовен – небольших церквей в малолюдных селениях. Перед духовно-просветительским центром у кафедрального Спасского собора создается Соборная площадь, которая должна стать значимой культурной площадкой города.

Весной при содействии епископа в Бежецке и в других районах прошел Пасхальный фестиваль классической музыки. Вместе с московскими и бежецкими музыкантами выступали и гости из-за рубежа. «Интеллигенция заметно потянулась к Церкви после этого события», – сказал владыка.

В комплексе торговых рядов в центре города восстановлена часовня. Бежецк был когда-то льняной столицей России и крупным купеческим центром. Единственное обустроенное место сегодня – городской парк. Бежецк славен многими знатными фамилиями. Здесь есть памятные знаки Анне Ахматовой, Николаю и Льву Гумилевым, писателю Вячеславу Шишкову, солисту Большого театра Алексею Иванову, создателю Большого детского хора Виктору Попову. В этом году в город приезжал хор имени Попова, дети пели Божественную литургию в кафедральном соборе.

Гумилевы. Ахматова. Мать Мария

Под Бежецком около усадьбы Гумилевых, где в начале супружества жили Николай Гумилев и Анна Ахматова и где воспитывался у бабушки (мамы Николая Гумилева) их сын Лёва, строится часовня во имя Анны Кашинской и Николая Чудотворца. Дом Гумилевых пришлось перевезти из Слепнева в соседнее село Градницы, причиной тому было запустение Слепнева, где ни одного жителя не осталось. В Градницах имелся великолепный храм, о чем можно судить по остаткам высоких храмовых колонн, но его вид – как сегодня Пальмира.

На иконе Бежецких святых есть и мать Мария (Скобцова), погибшая в газовой камере Равенсбрюка. С мужем Кузьминым-Караваевым она приезжала в Бежецк и в Слепнево, и они общались с Гумилевыми.

Там белые церкви и звонкий, светящийся лед.
Там милого сына цветут васильковые очи.
Над городом древним алмазные русские ночи
И серп поднебесный желтее, чем липовый мед.

Там строгая память, такая скупая теперь,
Свои терема мне открыла с глубоким поклоном;
Но я не вошла, я захлопнула страшную дверь...
И город был полон веселым рождественским звоном.

(Анна Ахматова. Бежецк. 1921 год)

Фрагмент этого стихотворения епархия поместила на плакате с пояснением истории храма в Бежецке, требующем восстановления.

Есть задумка поставить часовню на высоком берегу озера Удомля, запечатленном Левитаном в картине «Над вечным покоем». Художник гостил здесь на даче одного мецената, туда и Чехов приезжал, и Коровин, и Венецианов. На самом деле на этом месте часовни не было, и епархия решила воплотить творческое воображение Левитана.

Объезд епархии

Епископ Бежецкий и Весьегонский Филарет наречен в честь просветителя XIX века митрополита Московского Филарета (Дроздова). Родился и вырос в Новозавидово. Отец был руководителем крупного предприятия. Наряду с богословским владыка имеет и светское инженерное образование. Любит литературу и живопись. В епархиальном доме висят репродукции картин Михаила Нестерова, Исаака Левитана, Александра Попова («Христос и грешница»), а также художника русского зарубежья архимандрита Киприана (Пыжова) – пасхальный вид на храм в Бежецке.

Живет архиерей в монастырской келье, недалеко от епархиального управления. Скромная обитель, деревянные постройки лет десять назад выросли вокруг собора XVII века. Владыка Филарет считает, пока епархию не отстроит, о своем жилье не следует заботиться.

– Пока я прораб и администратор. Сознательно на этом сейчас делаю акцент. В первую очередь Церковь должна в этом бедном регионе эстетическую среду создать. Очень важно привести наши святыни в надлежащее состояние и одновременно заниматься духовным просвещением.

Приходов – около ста на территории площадью 250 на 300 километров. Пробег машины за три года – уже более 100 тысяч километров. Качество дорог очень разное, «Нива» только год здесь выдерживает. Расстояние в 133 километра от Бежецка до Удомли, куда ехали на всенощную, преодолели за три с половиной часа.

– Однажды зимой машина на полпути сломалась, мороз около 18 градусов, до ближайших населенных пунктов – порядка 20 километров в одну и в другую сторону. Помощи ждать неоткуда. Пришлось напрячь все свои инженерные знания, – вспоминает владыка.

Главное – с лосем не столкнуться

На пути нам встретились три зайца и две лисы.

– Нередко и волчок-серенький бочок встречается. И медведи. Прихожане рассказали, как на днях в лесу собирали малину, услышали на другом конце куста шорох, сначала не обратили внимания. А потом – ах, медведь! Они врассыпную, и он утекать стал.

Водитель говорит, главное, с лосем не столкнуться, а то машине и пассажирам придется хуже, чем животному.

Как же вы почти каждый день путешествуете по таким дорогам и на такие расстояния?

– А вы в Третьяковской галерее картину «Объезд епархии» видели?

Да... Так что, по сравнению с ездой в карете на внедорожнике, безусловно, лучше. А раньше в этой местности и речное сообщение было, и самолеты АН-2 летали.

Паства – все население

Паствой считают все население края. Идут в народ, в школы, в больницы, в администрацию.

– Регион, где расположена епархия, – северо-восток Тверской области. Большая площадь, но мало населения. Самый большой по величине город – Удомля, город атомщиков, 28 тысяч жителей. Второй кафедральный город епархии – Весьегонск – порядка 6 тысяч жителей. Из тринадцати райцентров газифицированы только пять. И это только районные центры – периферия, увы, финансово не может позволить себе подключиться к газопроводу. Хотя с приходом нового главы области газовая тема оживилась, и надеемся, что она будет развиваться. Сельхозпредприятий осталось процентов десять, и те находятся в состоянии далеко не передовом.

Социально-экономическое положение напрямую влияет на демографию. Когда я был назначен в Бежецкую епархию три года назад, население здесь было 210 тысяч человек, на сегодняшний день – 197 тысяч.

В чем особенность служения в таких условиях?

– В каждом населенном пункте, где, например, проживает пять-десять человек, мы не можем открыть приход, но, тем не менее, окормляться духовно это население обязательно должно. Мы помним слова Святейшего Патриарха Кирилла, что Церковь – это не здание храма и священник, а это люди, которые проживают на данной канонической территории. В каждом населенном пункте, даже самом небольшом, должно быть молитвенное здание или помещение. Поэтому модель приходской жизни у нас примерно такая: крепкий приход в более-менее населенном пункте, в малых населенных пунктах – приписные небольшие храмы-часовни, которые священник посещает регулярно.

Про породистых собак и старые связи

Как же удается храмы реставрировать в такой бедности? Хотя, вот, на улице города мы видели собак дорогих породистых…

– Вы считаете это показателем уровня жизни? – смеется владыка. – Наши добрые помощники – москвичи и петербуржцы, дачники. Приходится оживлять старые связи, часто посещать Москву и Петербург, тем более, он тесно связан с этой землей: когда была индустриализация, бежецкие целыми деревнями уезжали в Питер, да и когда после блокады нужно было восстанавливать разрушенный город.

Поэтому те питерцы, которые приезжают в Бежецк, – это петербуржцы уже в третьем поколении или в четвертом, и они для нас большие помощники. То, что мы строим храмы-часовни в отдаленных малонаселенных деревнях, во многом это заслуга тех, кто имеет здесь корни, а живет в столицах.

– Вот карта нашей епархии. Границы на северо-западе с Новгородской областью, на севере – с Вологодской, на северо-востоке – с Ярославской. Наименее населенные – Весьегонский, Лесной, Молоковский, Сандовский районы, от полутора до четырех тысяч в этих райцентрах живет.

Объехать все приходы епархии с учетом качества дорог, наверное, невозможно за один день?

– Нет, и за три дня невозможно. Но я регулярно бываю в каждом из приходов, и порой, не один раз в год. Даже если не совершаю богослужение, то просто с духовенством и с людьми общаюсь.

Коронационная часовня

В субботний день попали на трапезу в Бежецком Благовещенском монастыре. Удивились большому числу народа. Оказалось, традиция такая – все прихожане после службы приходят на обед.

– Более 100 человек собирается по праздникам, сестры вместе с прихожанами. Традицию установил архимандрит Агафангел, известный псковский старец. Это его благословение, чтобы после литургии всем собираться на трапезу. Общий обед проходит по-монастырски, с чтением святых отцов. Возобновительница монастыря матушка Амвросия и матушка Александра – продолжательница ее дела – эту традицию сохраняют.

Богатый стол – и молоко, и сметана, и овощей много. Свое хозяйство имеется?

– Да. Есть подворье монастырское. Всё сами выращиваем. И для сестринской трапезной, и для прихожан, и для тех, кто нуждается в нашей помощи, а таковых немало.

Еще подворьем монастыря считается храм-часовня в торговых рядах.

– Сестры с помощью благотворителей ее сами подняли из руин за четырнадцать месяцев. Там магазин был мясной.

– Это не мы, владыченька, просто мы молились святым, – заметила игумения Александра.

– Не просто косметический ремонт – все оттуда было вынуто. Все! Только стены оставались – коммуникации, все заменили. Теперь там островок среди мирской суеты. Там у нас литургия раз в неделю совершается, иконная лавка есть, библиотека. Мы рады, что людей заходит немало. Исторически она такой была – часовня в торговом ряду. Бежецкие купцы построили.

Это коронационная часовня. Открыта в 1913 году на 300-летие Дома Романовых, посвящена святителя Николаю и святой мученице Александре – небесным покровителям царя и царицы. Да, а восстановление-то началось в 2013 году, как раз на 400-летие Дома Романовых.

Потомки финно-угорских племен и персов

На севере тверской земли издавна селились финно-угорские племена. Есть ли их след сейчас?

– Да, конечно. Удомля – название финно-угорское. В Бежецкой епархии четыре района с карельским населением – Лихославльский, Кировский, Рамешковский, Максатихинский, по которому мы сейчас едем, – рассказывает владыка по дороге. – Там проживают компактно тверские карелы, которые сюда пришли в XVII веке из-под шведского ига под защиту царя Алексея Михайловича. И здесь можно еще услышать карельскую речь, она отличается от языка карел, которые живут в Петрозаводске. Внешне же они особенно не отличаются – светловолосые, русоволосые, голубоглазые. Тверские карелы – исконно православный народ.

Есть различия в убранстве храмов?

– Нет. Но на службах иногда читаются молитвословия на карельском языке. Мы сотрудничаем с карельскими этно-культурными сообществами, участвуем в их мероприятиях. Наиболее тесное сотрудничество – в Лихославльском и Спировском районах. Лихославль – это столица тверских карел. К сожалению, уходит самобытный язык, традиции, совсем немного молодежи их знает.

Дома по дороге встречаются уже северного типа – хозяйственные постройки под одной крышей с жилой частью. Владыка, а другие этносы проживают в крае? Гости с юга, например?

– В отдельных районах достаточно много выходцев из Средней Азии. Живут большими семьями, хозяйство свое заводят. Благодаря сотрудничеству с администрацией районов и отделами образования удалось достичь того, что большинство детей из таких семей изучают основы православной культуры. Например, в одной сельской школе в 4-м классе из девятнадцати учеников восемнадцать таджиков, и все они изучают ОПК.

Православных лицеев пока нет, но миссионеры идут в каждую школу

– К нам часто приезжают группы из Московской духовной академии. В конце июля организуется Князь-Владимирский молодежный миссионерский стан – лагерь, на базе которого проводятся тренинги, беседы, спортивные состязания, сплав по реке Мсте. А по Мологе отец Виталий организует походы на катамаранах. Когда было наводнение в Максатихе два года назад, молодежь удалось организовать, они, как дед Мазай и зайцы, на лодках разъезжали по домам, подвозили продукты.

В епархии, как мы заметили, немало молодежи.

– Да, действительно, несмотря на отток населения, у нас есть молодежь. Когда мы задумались, как работать с молодыми людьми, встал вопрос, где их можно собрать воедино. Получается, единственное место, где мы можем сосредоточить внимание, – учебные заведения. Школа и средние специальные учебные заведения, которые у нас, слава Богу, сохранились – колледжи и лицеи. В первую очередь нужно было навести мосты с педагогами. Сначала для них сотрудничество с нами было чем-то новым, таким, чего они побаивались. Чтобы растопить этот лед, нам понадобилось достаточно много временем. Но нас поддержало министерство образования области, министр Наталья Александровна Сенникова. И когда я стал объезжать районы, я просил глав администраций, чтобы на наши встречи приглашали руководителей образовательных учреждений и педагогов.

И удалось заинтересовать учителей?

– Общение происходило достаточно интересно. Сначала – восприятие диалога со священнослужителями как чего-то нового и незнакомого. Потом потихонечку они начинали «оттаивать», после еще 30-40 минут у нас устанавливалось живое общение. Первое, с чего мы начали, – основы православной культуры. Модуль выборный. Православный компонент выбирали меньше 40 процентов. Благодаря всесторонней работе, поддержке министерства, усилиям благочинных на местах за два с половиной года нам удалось поднять этот уровень до 86 процентов. Конечно, не все так просто и безоблачно. Тем не менее, в нескольких районах есть уже стопроцентный выбор ОПК.

А со старшеклассниками на каком языке разговариваете?

– На их же. Я долго раздумывал, как нам привлечь молодежь. А потом поехал в лавру к ректору Московской духовной академии владыке Евгению. Договорились о приезде к нам миссионерской группы. В первый раз Бежецк встречал студентов МДА – даже для преподавателей это было чем-то новым и необычным, молодые люди в большинстве своем первый раз увидели своих верующих сверстников, говорящих на таком же языке, жизнерадостных, пообщались с ними, позадавали вопросы. Такие встречи стали настоящим прорывом.

Потом я наблюдал такую картину: накануне экзаменов и школьники и ребята из колледжа приходили в храм свечки ставили, чего раньше не замечал. Но еще более отрадно было увидеть, когда они после экзаменов снова пришли – Бога поблагодарить. Пускай они пока первый шаг сделали, но они пришли!

Велопробеги и сплавы

Собирается ли молодежь в свои субкультурные сообщества?

– Молодежных субкультурных сообществ у нас не замечено. А вот епархия старается консолидировать молодежь. В Спировском районе занимаются изучением наследия новомучеников. У нас много таких людей – Алексий Сибирский, Димитрий Удомельский, иеромонах Варсонофий, Феодорит и много еще. В Бежецкой епархии патерик прославленных новомучеников насчитывает 44 имени. Молодые люди занимаются сбором материалов, их походы так и называются – «По следам новомучеников».

В Удомельском благочинии ведется работа с молодежью в военно-патриотическом направлении.

В Весьегонском благочинии большую работу проводит отец Анатолий Симора. Он член Союза писателей России. Под его попечением каждое лето проводятся молодежные велопоходы на границе Тверской и Вологодской областей. Это край, где в лагерях на строительстве Рыбинского водохранилища в 30-е годы очень много людей пострадало, среди них были и священнослужители.

В Лихославлье и Спирово духовенство работает с карельским сообществом, в том числе и с молодежью.

Максатихинский благочинный отец Виталий Мартынюк – руководитель епархиального молодежного отдела. Его энергии и сил хватает на все, и главные его помощники – члены молодежной общины Всехсвятского храма в поселке Максатиха.

А есть ли православные гимназии в епархии?

– Что касается православной гимназии – увы, ресурсы региона нам не позволяют её создать. Не просто здание поставить, но вложения в сам образовательный процесс чрезвычайно велики.

В Новгородской епархии есть интересный опыт – православно-ориентированная школа. Это обыкновенная общеобразовательная школа, но с максимальным присутствием предметов духовно-нравственного содержания, насколько позволяет нормативная база и сетка предметов. Я получил приглашение владыки Льва приехать и на месте познакомиться с работой такой школы. Поэтому мы не теряем надежды.

В Удомле – городе атомщиков – есть Авторская школа, в которой епархия выступает соучредителем. Это относительно небольшая частная школа с высоким уровнем образования и православным воспитанием.

Удается воспользоваться государственными грантами на восстановление храмов как памятников культуры?

– Мы участвуем в программе «Культура России» федерального министерства культуры. Конечно, возможности этой программы не безграничны, а наши потребности огромны, поэтому удалось включить в нее только два объекта. На стадии проектирования – Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря. И один объект – ремонтно-восстановительные работы – храм в селе Деледино Молоковского района.

Сейчас еще ведем переговоры по поводу участия в федеральных программах. Надеемся, что вновь начнут действовать программы областного министерства культуры. С приходом нового главы региона есть надежда, что хотя бы один-два объекта можно будет привязать по региональной программе.

Сколько в епархии храмов – памятников культуры?

– Все старые храмы – памятники культуры как федерального, так и областного значения. Большинство – «региональные» в соотношении примерно 70 на 30 процентов.

Всего сейчас 82 храма и 89 часовен, два монастыря, 26 молитвенных помещений. Служат 49 священников и четыре диакона.

Когда купола в Бежецке, некогда зияющие ржавчиной, стали восстанавливать, и они засияли на солнце, находились люди, которые высказывали недоумение: зачем в таких непростых социально-экономических условиях тратить немалые деньги на ремонт храма? Лучше бы потратили их «с пользой», ведь жили же не один десяток лет среди серости и разрухи. Такое мнение вызывает сожаление. Ведь человек, долго живущий в суете и безверии, постепенно перестает замечать свет и красоту, начинает воспринимать далеко не лучшую окружающую действительность как нечто обыденное и само собою разумеющееся.

Одна из главных задач Церкви сегодня – пробудить души человеческие. После того, как начали восстанавливать Бежецкий Спасский кафедральный собор, благоукрашать его территорию, число прихожан в воскресные и праздничные дни увеличилось почти вдвое. Большинство вновь пришедших – молодые семьи с детьми. Вместе с храмовыми стенами преображаются и человеческие души. И это главное.

Елена ДОРОФЕЕВА
Фото Марии ТЕМНОВОЙ
Портал «Приходы»
http://prichod.ru/eparkhii/25788/

 

 

Сайт создан по благословению епископа Бежецкого и Весьегонского Филарета

© 2012. Бежецкая епархия РПЦ

HotLog Яндекс.Метрика