|
|
Публицистика
Руины Николаевского Антониева монастыря под деревней Слобода у города Красный Холм – одно из самых впечатляющих мест Тверской области. Напоминает античные развалины, покинутый град. До того величественно и, к сожалению, горько. Горько потому, что у нас не Средиземноморье, и раскрытые каменные кладки возрастом по триста¬-четыреста лет, увы, не готовы стоять без реставрации. Каждый год в старых постройках что-¬то обрушивается и погибает. Так, в конце 2014 года рухнула значительная часть стены трапезной 1590 года. Подобные катастрофы должны вызывать отклик и реакцию в масштабах России. Ведь монастырь является федеральным памятником. И даже с первого взгляда понятно, что никакой сбор «всем миром», даже если собрать с каждого жителя Тверской области понемногу, не спасет ситуацию. Все постройки находятся в тяжелейшем положении, и консервацию нужно делать на всех – и срочно. Настоятель архиерейского подворья, которым является сейчас монастырь, иеромонах Силуан (Конев) говорит: – Сейчас, как мы надеемся, дело с Никольским собором вышло на такую прямую, с которой уже нельзя сворачивать. Если все пойдет, как мы думаем, в следующем году можно будет поставить леса, и по проекту, разработанному в ЦНРПМ (Центральные научно--реставрационные проектные мастерские, Москва. – П.И.), у Никольского собора будет крыша. Воссоздание утраченных частей собора будет предельно аккуратным. Поскольку нет достаточных материалов для восстановления собора в том виде, в каком он был в XVI веке (на этот счет есть лишь гипотезы), то восстановлен он будет в том виде, в каком был до разрушения в 1930¬х годах, с выявлением подлинных частей храма (три стены), которые дошли до наших дней. Но этот проект касается только собора. При хорошем прогнозе, через два¬-три года можно будет говорить о спасении хотя бы этой уникальной постройки 1481 года. А остальное? Как монастырь строился Читатели могут сказать: а почему не церковь участвует в восстановлении монастыря. Позволю себе небольшой экскурс в сторону. В областном краеведческом музее в 1980¬х годах висел плакат с обозначением вотчин Антониева Краснохолмского монастыря. Его деревни были разбросаны на немалой площади, что создавало иллюзию владения чуть не третью нынешней области, а сам монастырь выглядел почти спрутом, высасывающим соки из крестьян. При отсутствии документов выглядело это внушительно. И мало кто знал, что на деле все было не так. На минувшей неделе, 14 июля, в Красном Холме состоялась презентация книги, небогатой по оформлению и не впечатляющей по тиражу (70 экземпляров). Однако автору ее нужно низко поклониться. Владимир Николаевич Сорокин собрал и издал материалы переписей вотчин Антониева Краснохолмского монастыря XVI–XVIII веков, причем – с оригинальных рукописей. Название «Писцовые и переписные книги Бежецкого уезда XVII – начала XVIII вв.» не отражает сути книги – это лишь скромное указание автора, что его архивная работа касается, главным образом, этого периода. Из «первого блина», как признается об этой книге сам автор, вышел совсем не «ком». Расшифровка, перепечатка, набор и верстка – это несколько лет бескорыстного труда, бескорыстного еще и потому, что книга издана на средства автора. Зачем такой альтруизм? Очень просто – это благодарность предкам (автор родом из одной из описанных деревень) за то, что они были, за то, что создали, возделали и передали нам красивую, скромную и сердцу дорогую землю. Но лично для меня, немного знакомого с монастырским землевладением человека, было интересно открыть малозаметные абзацы с итогами переписей. И поразиться (да, поразиться!), что монастырь, ансамбль которого не имеет себе равных в Тверской области, был в период строительства этого ансамбля, прямо скажем, бедным. В самые лучшие времена (в конце XVII – начале XVIII веков) в его владениях было едва 800–820 четвертей земли. Если сравнить, например, с тверскими монастырями, то Отроч, Савватьев или Оршин монастыри владели каждый вдвое большими угодьями. При этом ничего подобного феерическому ансамблю каменных зданий под Красным Холмом в маленьких монастырях под Тверью даже не предполагалось. Главный вывод прост: Антониев монастырь – это продукт серии нескольких очень крупных вкладов сильных мира сего. Чьих же? Из истории Антониев Краснохолмский монастырь основан около 1461 года, как гласит легенда, неким монахом «из вологодских пределов» Антонием. Он принес с собой икону святителя Николая, ставшую монастырской святыней. Но все попытки узнать об этом человеке хоть что-¬то кроме этого окончились неудачей. Не существует его жития, неизвестно, когда он был вообще канонизирован. Однако монастырь есть, и такой, одного взгляда на который достаточно, чтобы понять, что перед нами – исключительный архитектурный проект государственного масштаба. Усложняется все тем, что в конце XVII века местные дворяне Нелединские¬-Мелецкие, в тот период главные благотворители обители, заказали текст, несколько приукрасивший роль их предков (на деле совсем небольшую) в ранней истории монастыря. Сейчас среди историков нет сомнений, что монастырь строили не Нелединские¬-Мелецкие, а более существенные благотворители: младшие братья великого князя Московского князья Андрей Угличский и Семён Калужский, старший род бояр Шереметевых и другие бояре и князья первой величины. Что побудило их вкладываться в этот отдаленный от столицы монастырь – мы уже не узнаем. Нелединские аккуратно вычеркнули их из истории. Да, Нелединские тоже жертвовали монастырю (в частности, земли с деревнями, например, село Сандово или погост Никола на Рене), но их вклады до конца XVII века были каплей в грандиозном строительстве XV–XVII веков. В общем, можно сказать, не будь Москвы и московских благотворителей, никакого ансамбля Антониева монастыря в принципе не могло бы появиться. К нам гости!
Туристы, путешествующие по России, очень любят Красный Холм, маленький, провинциальный, уютный, с невероятной монастырской руиной. Сейчас, летом, в Антониевом монастыре – оживление. В мае 2016 года сюда прибыл «художественный десант». Пленэр--проект «Русская Атлантида», активно продвигаемый сейчас Санкт¬-Петербургским центром гуманитарных программ, предполагает работу в русских монастырях выпускников Академии художеств имени И.Е. Репина для создания дипломных работ. В Антониевом монастыре в мае работали «мэтры», а на днях – две выпускницы академии Мария Михалева и Светлана Щиблева. Проживание в Красном Холме получилось, конечно, довольно в спартанских условиях, но зато жители деревни Слобода, прихожане храма, приняли художников и художниц с полным гостеприимством. Впечатлений – масса, несколько этюдов останутся в будущей «картинной галерее Антониева монастыря» (как на полном серьезе предлагает это именовать отец Силуан). Жители деревни к девушкам привыкли, но все равно – несколько мальчишек продолжали и при нас завороженно смотреть, как кисточка и рука мастера создает живописное полотно. Это вам не компьютерная графика, однако… Одной из основных проблем монастыря остается, как ни странно, его малая известность. «Краснохолмская Атлантида» пока лишь краешком показывается российскому обществу. Объект, имеющий все основания стать главной туристической изюминкой области, едва известен за пределами Красного Холма. Приходится неустанно, вновь и вновь показывать и рассказывать (этим, как заметил настоятель подворья, занимается и он сам, и управляющий Бежецкой епархией епископ Филарет). И, тем не менее, остается ощущение, что пока гость своими глазами не увидит, что такое возможно в принципе (XV век в таком ужасающем состоянии), собеседники не до конца осознают масштаб проблемы. – Мы очень рассчитываем войти в различные программы финансирования, которые предлагаются как партией «Единая Россия», так и церковными фондами, – продолжает иеромонах Силуан. – Необходимо изыскать средства и на кровли зданий, и на временное жилье для гостей и рабочих. Более того, в настоящее время не до конца оплачены даже выполненные уже проектные работы, и в ближайшее время мы надеемся развернуть сбор необходимых на это средств на краундфандинговой платформе (через социальные сети в Интернете). А пока Антониев монастырь, даже в полуживом состоянии, даже будучи руиной, продолжает служить людям. Фильм о нем, снятый при участии отца Силуана, помог собрать вокруг него многих людей, из даже географически отдаленных от Антониева монастыря селений района. – Я бы хотел, чтобы мы не забыли такой факт, – вставляет в разговоре с нами отец Силуан. – Если у нас сохранятся православные общины, можно будет со временем восстановить и те храмы, на неприглядный внешний вид которых сейчас сетуют гости. В том, что обитель не остается безлюдной, что в храме рядом с ней на службе часто бывает тесно, видится главная надежда на возрождение.
Газета «Тверские Ведомости» № 30 (2126) 20-26 июля 2016 года https://vedtver.ru/issue/68307
|
Сайт создан по благословению епископа Бежецкого и Весьегонского Филарета © 2012. Бежецкая епархия РПЦ |