Сайт создан по благословению епископа Бежецкого и Весьегонского Филарета
 
На главную   Бежецкая и Весьегонская Епархия  
  
        
        
  
  


 

 

"Служение Церкви сегодня весьма многообразно и касается многих сфер"

4 октября 2012 г. в Патриаршей и Синодальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошло очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. На заседании было определено епископом Бежецким и Весьегонским избрать игумена Филарета (Гаврина), клирика Тверской епархии.

25 ноября 2012 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Филарета (Гаврина) во епископа Бежецкого и Весьегонского.

2 декабря 2012 г., в день своего тезоименитства, епископ Бежецкий и Весьегонский Филарет прибыл в кафедральный город Бежецк и приступил к исполнению своих обязанностей.

В преддверии этих знаменательных дат мы встретились с Управляющим Бежецкой епархией епископом Бежецким и Удомельским Филаретом и задали ему несколько вопросов.

- Ваше Преосвященство, с какими проблемами пришлось Вам столкнуться при устроении епархиальной жизни? Сложно ли было созидать новую епархию?

- Каноническая территория новообразованной Бежецкой епархии, объединяющая 13 районов северо-востока нашего региона, ранее была частью Тверской епархии. Поэтому здесь в большинстве районов уже была организована приходская жизнь, совершало служение наше духовенство. На некоторых приходах имелся опыт работы с молодежью, социального служения, действовали воскресные школы. Все это явилось основой для дальнейшего устроения и развития новой епархии. Но многое предстояло сделать. Так, в четырех районных центрах храмов вообще не было. Богослужения там совершались нерегулярно, и в помещениях, далеко не всегда приспособленных для этого. Воскресные школы работали также не везде, где они были востребованы. Выбор модуля «Основы православной культуры» в общеобразовательных школах северо-востока региона был не более 30%, в некоторых муниципалитетах он вовсе отсутствовал. А причиной этого часто была «ледяная стена» между священнослужителями и педагогами, которую предстояло «растопить». Наши районы являются отдаленными и периферийными по отношению к областному центру и другим «знаковым» и «рейтинговым» местам региона. И это обстоятельство обуславливало и обуславливает не только отсутствие на местах материальных ресурсов, так необходимых для осуществления многих наших начинаний. Что греха таить, внутренние проблемы кадрового и дисциплинарного характера здесь тоже имели место быть. Все эти вопросы, и многие другие, нам вместе предстояло решить.

Отвечая на Ваш вопрос о сложности созидания новой епархии, вспомню святоотеческое изречение о том, что «если Бог дает крест, то дает и силы его нести». Если, неся послушание, данное нам по благословению Священноначалия Церкви, мы с верою и надеждой уповаем на милость Господа и Его промысел о нас, то благодать Божия, «всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», пребывает с нами. И дает нам силы во всех наших делах, каки-ми бы сложными, или даже неосуществимыми, они на первый взгляд не казались. А Свою помощь Господь нередко проявляет через наших ближних – сослужителей и соработников. Да и просто тех, кто находится рядом. Я бы, однозначно, не смог совершать свое служение без поддержки нашей служащей братии, нашего духовенства. Без помощи сотрудников епархиального управления, моих ближайших помощников. Которые, «не числом, а уменьем», проводят объемную, порою не заметную для внешних, но исключительно важную работу. Без всех тех наших добрых «близких и дальних» помощников, которые вносят свою лепту в общее благое дело.

- Каким вопросам епархиальной жизни уделяется первостепенное внимание в настоящее время (возрождение порушенных и строительство новых храмов и др.)?

- Таких вопросов и направлений весьма много. Трудно что-то особенно выделить, а что-то умалить. Все имеет определенную важность. Вы упомянули о возрождении порушенных святынь и строительстве новых храмов. Очень важное и непростое направление. Важное, потому как множество памятников находится в руинированном состоянии. И в новых храмах имеется потребность. А непростое потому, что для восстановления и строительства нужны значительные ресурсы, которых у нас, в отличие от центральных муниципалитетов области, в настоящее время просто нет. Но «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс.126,1). По милости Божией, за эти годы построены и восстановлены из руин более 30 храмов и часовен, создано епархиальное управление. В помощь нам Господь направил добрых помощников. Наших земляков, а также благодетелей из столиц – Москвы и Санкт-Петербурга. И этот созидательный процесс продолжается. Как в районных центрах, так и на сельских приходах. Исключительную важность имеет для нас участие в федеральных программах. Яркий пример – восстановление разрушенного Никольского собора Красно-холмского Антониева монастыря. Начало строительства этого храма относится к 1481 году, последнему периоду истории самостоятельного Великого княжества Тверского. Таких древних памятников в нашей губернии не так уж и много. Но, к сожалению, долгие десятилетия он находился в забвении, как и многое из историко-культурного наследия на северо-востоке области. Отрадно, что отношение к нашей территории постепенно меняется. Сейчас собор, в буквальном смысле, возрождается из руин и небытия. Надеемся, что таких примеров будет больше. И без деятельной поддержки федерального и регионального центров нам, однозначно, не обойтись.

Восстановление и возведение стен, сохранение наследия – это, безусловно, важная, но не единственная и не главная часть служения. Созидание человеческих душ, просвещение сознания и сердец людей светом Евангелия, забота о ближних – к этому призывается каждый христианин, каждый из нас. И именно для этого осуществляются такие направления церковной деятельности, как образовательное, молодежное, миссионерское, социальное и другие.

- Кроме высшего духовного образования и ученой степени кандидата богословия, у Вас – высшее светское образование. Это помогает в Вашей деятельности Правящего архиерея?

- Здесь, наверное, уместно вспомнить евангельскую притчу о талантах (Мф.25,14-30). Каждому, без исключения, человеку Господь дает различные способности, образование, навыки. Все это суть таланты от Бога. И каждый из нас призывается не пренебрегать ими, не «закапывать в землю» (Мф.25,18), а приумножать, обращая на служение Богу и людям, во имя спасения нас самих и наших ближних. Независимо от того, где мы трудимся. И довольно часто бывает так, что до призвания на церковное служение человек приобретает какие-либо профессиональные знания и умения, напрямую не связанные, на первый взгляд, с деятельностью Церкви. Но, по истечении времени, в действительности происходит по-иному. Так, например, имеющий музыкальные способности и образование, приходя на церковное послушание, имеет возможность потрудиться на поприще церковного пения. Профессионально владеющий искусством живописи может принести немалую пользу в иконописи и в изображении красоты Божиего творения. А священнослужитель, ранее получивший профессию врача, призывается использовать свои знания и практический опыт в осуществлении социального служения. И таких примеров можно привести множество. Служение Церкви сегодня весьма многообразно и касается многих сфер. И епархиальная жизнь требует решения вопросов самого различного характера, в том числе и административного, организационного, технического. И мне, в прошлом – выпускнику светского технического ВУЗа, при несении моего церковного послушания, часто приходится применять на практике и те знания, которые я получил еще в миру. Также необходимо отметить, что любое классическое системное образование в дальнейшем помогает каждому из нас, при необходимости и желании, самостоятельно постичь новые, доселе для нас неизведанные дисциплины в самых различных областях. Поэтому отвечу на Ваш вопрос, безусловно, утвердительно.

- В напутственном слове в день Вашей архиерейской хиротонии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил: «Большую работу предстоит тебе совершить, чтобы организовать в епархии социальное служение, научая людей заповеди милосердия и сострадания». Расскажите, пожалуйста, о социальном служении в Бежецкой епархии.

- Отеческое благословение и напутствие Святейшего Патриарха, данные мне при вступлении на архиерейское служение, являются для меня и нашего духовенства добрым и четким руководством при несении послушания. Предстоятель Церкви в деталях знает положение дел на местах. И, конечно, не случайно особое внимание Святейший Патриарх уделил организации социальной работы на нашей территории, где социально-экономическое положение нельзя назвать простым. Поэтому с самого начала мы постарались организовать оказание продуктовой и вещевой помощи тем людям, которые в ней остро нуждаются. Со временем был организован епархиальный консолидационный склад. Здесь собираются вещи и продукты питания для их дальнейшей передачи в благочиния. Помощь получают нуждающиеся не только из числа наших прихожан, а все те, кто обращается к нам. Иногда мы сами, с помощью сотрудников органов соцзащиты и активистов сообществ многодетных семей, находим таковых. При этом необходимо, чтобы это делание не превращалось просто в «механическую раздачу» материальных благ. Важно сделать так, чтобы люди, которым оказывается помощь и поддержка, понимали и ощущали, что все это они получают от Церкви, во славу Божию, во исполнение заповеди Спасителя о любви к ближним. Тогда такая социальная деятельность будет нести и миссионерскую направленность и помогать многим обрести путь ко Христу. В епархии образован Центр поддержки семьи во имя преподобномучениц вел. кн. Елисаветы и ин. Варвары. Цель его работы отражена в названии. Проект имеет несколько направлений и в настоящее время развивается. При лечебном учреждении в г. Удомля у нас действует храм в честь св. вмч. Пантелеимона. Там уже 7 лет функционирует церковный кабинет противоабортного консультирования. Даже если бы, благодаря его работе, была спасена всего одна жизнь, можно было бы утверждать, что труды в этом направлении не напрасны. Но за это время удалось спасти жизни 550 младенцев! Мы будем и дальше развивать данную тему. Но наши ресурсные возможности весьма скромные, мы не можем охватить все муниципалитеты. А вот на региональном государственном уровне данный опыт может быть применен несравнимо более масштабно и повсеместно. Например, в рамках деятельности Минздрава или Министерства семейной и демографической политики региона. Глубоко в этом убежден. Что касается адресной помощи, то ее формы порою очень разнообразны. Так, например, к нам обратились жители отдаленной деревни в Краснохолмском районе с просьбой помочь в ремонте помещения фельдшерского пункта. И нас Господь сподобил помочь им не только с ремонтом, но и с оснащением. Теперь врач общей практики, приезжающий из райцентра, ведет там прием регулярно. Были обращения и с просьбой о помощи в восстановлении документов, прохождении врачебной комиссии, устройстве в лечебные и социальные учреждения. К таким людям необходимо отнестись с особым вниманием и состраданием, потому как они находятся «на грани», за которой – духовная и физическая гибель. Мы должны сделать все, чтобы они эту «грань» не переступили.

Собственных средств в нашей епархии, по своей специфике являющейся сельской, у нас практически нет. Поэтому осуществлять социальное служение мы не смогли бы без участия благодетелей – частных лиц, фондов и организаций. Неоценимую консультационную и ресурсную поддержку епархиальному профильному отделу в его работе оказывает и Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению и лично его руководитель Владыка Пантелеимон. Искренне благодарю всех наших добрых помощников на этом важном поприще!

- Как в Бежецкой епархии осуществляется работа с молодежью?

- Вновь вспоминаю напутственные слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Будущее Русской Церкви и духовное здоровье нашего общества во многом зависят от усилий архипастырей и пастырей в попечении о молодежи». Сегодня молодые люди, в большинстве своем, являются весьма активными, практичными и целеустремленными членами нашего общества. Они стараются получить необходимые жизненные и профессиональные навыки, хорошее образование, что в дальнейшем позволит им реализовать сполна свои таланты и достичь поставленных целей. При этом важно, чтобы наряду с профессиональным и интеллектуальным ростом, они совершенствовали и свои лучшие душевные качества, учились четко отличать добро от зла, и руководствовались в жизни только добрым началом. Нравственная сокровищница русской души на протяжении более чем десяти веков формируется на основе именно евангельских истин. Представители старших поколений, той «Руси уходящей», а вернее – «Руси ушедшей», несмотря на тяжелейшее время гонений века двадцатого, сохранили для нас великое духовное наследие. Наша задача сегодня – передать его поколениям молодым. За это мы несем ответственность перед Богом и людьми. Исключительно важно, чтобы молодые люди являлись сопричастниками и, в будущем, хранителями этого наследия. И чтобы это наследие не воспринималось ими как нечто условное и отвлеченное от реальной жизни, а определяло мысли, дела и твердую жизненную позицию каждого человека и всего общества в целом.

На практике мы стараемся показать молодым людям реальную, повседневную жизнь Церкви и попытаться ответить на их самые насущные вопросы. Лучше всего это удается, конечно, при непосредственном общении. И формы этого общения весьма разнообразны. Так, в День православной молодежи у нас традиционно проходят епархиальные лыжные соревнования «Сретенские старты». В них, кроме команд наших приходов, участвуют и старшеклассники, и студенты колледжей. В этих соревнованиях нет победителей и побежденных, главная их цель – все то же общение. В таком же ключе проходят и летние сплавы на катамаранах по рекам Мологе и Медведице, вело и автопробеги, посвященные празднику Великой Победы. На мероприятия по фасовке продуктов для раздачи нуждающимся мы приглашаем школьников и студентов. И проводим их именно в наших храмах, хотя у нас имеются и другие помещения. Таким образом, многие молодые люди впервые оказываются в храме и вместе со священнослужителями и прихожанами деятельно участвуют в жизни Церкви. Вспоминаю, как старшеклассники одной из бежецких школ целым классом помогали сестрам Благовещенского монастыря подготовить храмы и территорию к Пасхе. И таких примеров, слава Богу, достаточно. Но для того, чтобы выстроить системную, постоянную работу с молодежью, важно и необходимо наладить взаимодействие с молодежными сообществами, различными группами, объединяющими людей по определенным критериям и интересам. Вот только у нас на периферии, в отличие от крупных городов, таких сообществ крайне немного, да и численность их невелика. А в некоторых районах таковые и вовсе отсутствуют ввиду малого количества молодежи, которая, взрослея, покидает эти края. И получается, что основная часть молодых людей на нашей территории – это учащиеся школ и колледжей. Именно в образовательных учреждениях молодежь не только объединена, но и изначально настроена на общение, на восприятие новой информации. Поэтому при осуществлении молодежного служения мы самым активным образом стараемся взаимодействовать с администрацией учреждений и педагогами. И они, со своей стороны, проявляют неподдельную заинтересованность в такой работе. За что мы им премного благодарны. Наши священнослужители регулярно проводят встречи с учащейся молодежью, посвященные различным темам. Причем эти темы молодые люди часто определяют сами. Убежден, что такое общение лучше организовывать в малых аудиториях – класс, группа. В таком формате устанавливается неофициальная, «домашняя» атмосфера, способствующая открытости и индивидуальному подходу и вниманию к каждому. У нас имеется и, можно сказать, уникальный опыт, осуществляемый уже на протяжении почти десяти лет. Регулярно в нашу епархию, в школы и колледжи, приезжают студенты Московской духовной академии для прохождения миссионерско-педагогической практики, общения с нашей молодежью. Никто не расскажет о Православии невоцерковленным молодым людям лучше, чем их верующие сверстники, посвятившие свою жизнь служению Церкви. Такие встречи для многих становятся настоящим открытием.

- Особое внимание в своем архипастырском служении Вы уделяете вопросам развития образования. Почему именно это направление является для Вас сугубо значимым? Расскажите, пожалуйста, о нем.

- Я уже упомянул о том, что епархиальная жизнь весьма многообразна, и всем ее составляющим необходимо уделять внимание. Но, как Вы отметили, вопросы, связанные с образовательной деятельностью Церкви, являются особо важными. Слова Спасителя: «Идите, научите…» (Мф.28,19) были сказаны апостолам в самом начале их служения и явились напутствием для всех христиан на протяжении почти двух тысячелетий. Сегодня они обращены к нам, членам Церкви нынешнего времени. И реалии окружающего нас секулярного мира определяют особую актуальность этой темы. Независимо от того, где мы живем – в мегаполисе или на далекой периферии. С одной стороны, мы можем говорить о том, что молодежное служение и миссионерская работа как бы предшествуют образовательной деятельности, направленной на более системное и детальное изучение основ веры, а позднее – и богословских, и церковно-практических дисциплин. С другой – мы видим, что на практике эти направления часто осуществляются параллельно, соседствуя и дополняя друг друга. И это замечательно! В любом случае, наша задача – развивать все эти виды служения. Чтобы способствовать каждому человеку, как воцерковленному, так и едва переступившему порог храма, независимо от его возраста и уровня образования, познавать новое и возрастать «от силы в силу» (Пс.83,8).

По уже упомянутым выше объективным причинам мы в условиях нашей территории не имеем возможности создать православные гимназии и дошкольные образовательные учреждения. Основу епархиальной системы религиозного образования составляют приходские воскресные школы. Всего их 15. В некоторых существуют и взрослые группы, но в основном – детские. Занятия проводятся по программам и методике, рекомендованной Синодальным профильным отделом. Количество учащихся в этих школах разное. От 10-12 человек на сельских приходах до 40-50 в более крупных населенных пунктах. В г. Бежецк действует Духовно-просветительский центр, который был построен благодаря заботе о нас Святейшего Патриарха Кирилла. Здесь, кроме воскресной школы для детей и взрослых, есть еще студия изобразительного искусства и кабинет православного семейного психолога. Центр регулярно посещают около 80 человек. Строительство еще одного многопрофильного духовно-просветительского центра ведется в г. Удомля. Его востребованность давно очевидна. Центр остро необходим как епархии, так и муниципалитету, являющемуся моногородом Калининской АЭС.

Особую важность для нас представляет сотрудничество со светской школой. Здесь специфика несколько иная, в отличие от наших воскресных школ, от религиозного образования. В настоящее время учебная программа светских школ предусматривает изучение целого ряда предметов духовно-нравственного цикла. Это предметы воспитательного, культурологического, исторического плана. Наверное, одним из главных наших совместных проектов является преподавание модуля «Основы православной культуры» в 4 классе и предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе. Эти дисциплины в школах России – своего рода «символ» профессионального и творческого сотрудничества государства и нашей Церкви. Сейчас выбор модуля «Основы православной культуры» в школах на территории епархии почти абсолютный – 96%. Но так было не всегда. В ходе нашей с Вами беседы я упомянул о положении дел в данном вопросе в начале нашего пути и о той «ледяной стене», которую предстояло «растопить». Дело в том, что тогда во многих местах, за редким исключением, сотрудничество священнослужителей и педагогов было чем-то новым, неизведанным. И для тех и для других. И со стороны педагогов были опасения во «вторжении», в «навязывании религиозного фактора» в светской школе. И тогда с нашей стороны было крайне важно объяснить и обозначить ключевой момент в данной теме – цель нашего участия в сотрудничестве со светской школой. И эта цель вовсе не связана с попытками «вторжения» или «навязывания» чего-либо. А она точно выражена в замечательных словах известного и уважаемого тверского пастыря, приснопоминаемого отца Николая Васечко: «Основная наша идея состоит в том, что современный человек должен иметь хотя бы минимум знаний о собственной духовной традиции. Без этого он просто не может быть образованным человеком, он не сможет понять искусство, философию, историю. В нашей стране интеллигентный человек просто обязан знать начала православной духовной культуры, это столь же естественно, как знать русский язык». И для осуществления этой идеи мы и сотрудничаем со светским педагогическим сообществом.

- Какие книги Вы бы посоветовали в первую очередь тем, кто только вступает на путь воцерковления?

- Постижение каждой науки начинается с азов. В первую очередь необходимо изучить основы православного вероучения, начала библейской истории и истории Церкви. Познакомиться с богослужением и церковной традицией. Сейчас достаточно много такой литературы. Но, на мой взгляд, непревзойденным пособием для новоначальных остается издание, вышедшее в свет еще в середине прошлого века. Это «Закон Божий» под редакцией протоиерея Серафима Слободского. Своего рода азбука. Книга, написанная простым, доступным языком и адресованная самому широкому кругу читателей разных возрастов – и детям, и взрослым. Для всех нас важно и полезно обращаться к житиям святых, жизненным примерам подвижников благочестия. Среди них много тех, кто по времени и месту совершения подвигов очень близок нам. Это и новомученики и исповедники нашей земли, и представители поколения священнослужителей, монашествующих и мирян прошлого века. Прикосновение к этому наследию являет нам пример верности Церкви и евангельским истинам, а также преемственности поколений православных. Вспоминаю, какое яркое впечатление на меня и моих близких произвела одна из первых книг о жизни архимандрита Павла (Груздева) – ровесника века двадцатого. В нем удивительным образом сочетались простота и глубина мудрости, доброта и сила духа. К слову, отец Павел подвизался в ярославских пределах недалеко от Бежецкого Верха. И его «духовный след» в наших местах сохраняется. Мне посчастливилось общаться с людьми, которые получали у него духовное окормление.

Но самая главная книга, которую каждый из нас призывается читать на протяжении всей жизни – Священное Писание, Божественное Откровение. Прочитать ее до конца невозможно. Это неисчерпаемый источник Божественной мудрости и утешения, ответов на все абсолютно вопросы. Читать эту книгу необходимо, руководствуясь святоотеческим наследием нашей Церкви. Это поможет нам глубже понять священные тексты и с пользой руководствоваться ими.

 

 

 

 

Сайт создан по благословению епископа Бежецкого и Весьегонского Филарета

© 2012. Бежецкая епархия РПЦ

HotLog Яндекс.Метрика