23 ноября члены Молодежного движения Князь-Владимирского собора совместно с краеведом Д.Л. Подушковым приняли участие в проведении уборки на территории церкви Спаса Нерукотворного в селе Млево.
Старинное тверское село Млево стоит километрах в пяти от дороги Бологое-Удомля. Летом сюда съезжаются «дачники», многие из которых здесь же и выросли, а постоянно живет лишь пара десятков человек. От Млево дорога, проходя через соседнее село Залучье, поворачивает в леса и тянется дальше мимо остатков давно нежилых деревень. В середине XIX века в селе было более двухсот дворов. Мимо по реке Мста проходили караваны судов, перевозившие грузы в Новгород, и все местное население занималось обслуживанием судоходного пути. У млевской земли древняя история – курганы, сохранившиеся неподалеку, относятся к VI-VIII векам н.э., а чуть ниже по течению Мсты высится огромное, местами разрушенное, насыпное городище со сторожевыми постами. Еще в 947 году княгиня Ольга по пути в Новгород основала вдоль берегов Мсты несколько погостов. Возможно, именно тогда и появилось Млево.
Своим появлением новый Спасо-Георгиевский храм обязан купцам, водившим по Мсте караваны с товарами и щедро жертвовавшим на церковные нужды. Огромная даже по сегодняшним меркам шестипрестольная церковь видна со стороны реки за несколько километров до Млево. Из церковной ведомости Спасо-Георгиевского погоста за 1874 год явствует, что строительство каменного храма с двумя колокольнями было начато в 1823 году и продолжалось до 1849 года.
Нас встретил протоиерей Владимир Сафронов. С Божьей помощью отслужили молебен о призвании Святого Духа перед началом доброго дела и принялись наводить порядок на погосте при церкви.
На погосте церкви Спаса Нерукотворного в селе Млево находитсясамый старый, из известных, письменный памятник истории удомельского края – плита-надгробие из темного кристаллического сланца с высеченными буквами: “Лета 7 положенася преставися раба божия Марфа напа” (В 7000 году от сотворения мира, т.е. в 1492 году от Рождества Христова, похоронена представившаяся раба Божия Марфа напа). О том, как было обнаружено надгробие, Максимов пишет следующее: “В 1815 году дворовые люди г.Загряжского, Петр Васильевич и Иван Васильевич, рыли на этом месте могилу для умершей матери. Около аршина в глубину они натолкнулись на большую плиту с надписью. Вынув ее, они продолжали копать дальше и нашли свод из кирпичей: тогда они могилу зарыли... Выбранные ими кирпичи сводов обратили в то время на себя общее внимание по необыкновенной тяжести и форме. Кирпичи были совершенно квадратные, очень темного, красного цвета, переходящего в синеватый. Плиту на первое время постарались скрыть, „боялись наказания за укрывательство", то есть снова зарыли; ее снова вырыли и положили открытою уже в то время, когда быстро распространившаяся молва стала собирать сюда большое стечение народа”. Предположили тогда, что это могила Марфы Ивановны Борецкой (Посадницы), жены Новгородского посадника Исаака Андреевича Борецкого. (Слово “напа”, в конце предложения, тверской краевед Ю.М.Смирнов расшифровывает как “Новгородская Посадница”). Борецкие имели земли в районе села Липны (север Удомельского района). В 70-80-х годах XV века Марфа Борецкая возглавила партию Новгородских бояр, которая активно боролась против присоединения Новгорода к Москве.
После потери Новгородом вольности вместе с другими именитыми боярами, с внуком, 2 февраля 1478 года Марфа была закована и отправлена по Мсте в Москву (в этом случае она, конечно, миновать Млево не могла) и далее в Нижний Новгород в ссылку. Бежала ли она из ссылки, или была заточена во Млевский женский монастырь, или прах ее был перевезен после смерти во Млево, или, по мнению Л. Пушкаревой она была казнена во Млево, но предание народное устойчиво хранит, что во Млево похоронена именно Марфа Посадница. Однако, это можно считать пока лишь предположением и преданием, документальных свидетельств нет. Кроме этого, краеведом Н.А.Архангельским по “Писцовым книгам бежецкой пятины” установлено, что в указанный период селом Млево владела “Марфа Васильева жена Розстригина” и эта могила может принадлежать ей. В настоящее время могила обнесена железной решеткой, на ней поставлен металлический крест.
В 1820-40-х годах во млевском храме служили священниками Тимофей Павлович Соколов и Василий Павлович Покровский, родные братья Ивана Павловича Менделеева (1783-1847), отца ученого Дмитрия Ивановича Менделеева (1834 -1907). Вместе с ними в селе жила их мать Стефанида Евдокимовна Соколова и сестры.
Дмитрий Иванович Менделеев приезжал во Млево в 1852 году во время летних каникул к двоюродной сестре Елизавете Тимофеевне Соколовой (1814 - 1887), в замужестве Георгиевской. Ему было семнадцать лет, когда лечащий врач вынес суровый приговор: “Этот уже не поднимется”. Летний отдых вернул юноше силы. Дом 1848 г. постройки, в котором гостил, Дмитрий Иванович, до сих пор стоит на своем месте. Могила Е.Т.Георгиевской и ее мужа находится на церковном кладбище. Есть предположение, что Менделеев также посещал Млево по пути в Крым в конце лета 1855 года.
("Удомельская старина" № 23 Д. Подушков "Село Млево").
Планируется подготовить к открытию дом-музей Д.И. Менделеева, который находится рядом с церковью.
Ребята из Молодежного движения Князь-Владимирского собора вновь планируют посетить церковь Спаса Нерукотворного в селе Млево для подготовки дома-музея к открытию.
Информационная служба Бежецкой и Весьегонской епархии